Песня про царя калашникова кто написал


«Песня про купца Калашникова», анализ поэмы Лермонтова

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - историческая поэма Михаила Юрьевича Лермонтова. написанная им в 1837 году в народном стиле. Именно это лирическое произведение открывало первый сборник поэта, изданный при жизни.

Сюжет произведения разворачивается во времена эпохи правления Ивана Грозного. Поэма является своеобразной стилизацией русского народного эпоса. Это проявляется во вступлении, когда гусляры, обращаясь к царю Ивану Васильевичу, предлагают послушать их песню, которую они сложили на старинный лад и «под гуслярский звон» ее «причитывали да присказывали». Уникальность этой поэмы в том, что по своему художественному своеобразию она стала единственной в своем роде: ни у Лермонтова, ни у прочих русских поэтов ничего подобного больше не создавалось.

Прежде всего, необходимо отметить силу и цельность характера каждого из героев поэмы – недаром все они вынесены в название. И царь Иван Грозный, и опричник Кирибеевич, и купец Степан Калашников представлены крупным планом, но изображение при этом совершенно разнопланово: в каждом бушует пожар страстей, радость и подозрение, надежда и отчаяние могут проявиться в любую минуту.

Иван Грозный изображен в ореоле величия, согласно лучшим традициям народной поэзии:

Не сияет на небе солнце красное…
То за трапезой сидит … грозный царь Иван Васильевич.

Он находится в благодушном настроении и свой золоченый ковш с вином велит поднести не князьям да боярам, а своим верным опричникам. Стоит только Кирибеевичу, одному из опричников, остаться равнодушным к знакам внимания со стороны царя, как самодержец закипает от гнева.

Иван Грозный подозревает своего верного слугу в черной зависти и даже в измене, ведь ему, развращенному властью и деньгами, представление о любовных переживаниях кажется совершенно чуждым.

А вот молодой Кирибеевич предстает в первой сцене очень противоречивым: охваченный страстью, юноша с подлинной поэтичностью, достойной уважения, признается в любви к Алене Дмитриевне, но боится сказать, что она уже замужем за купцом Калашниковым. По оценке автора, он ведет себя как «лукавый раб».

Во второй части поэмы мы знакомимся с жизненным укладом купеческой семьи, основанным на правилах Домостроя. Купец Калашников выступает здесь ярым их блюстителем: подозревая жену в неверности, он грозится упрятать ее «за железный замок, за дубовую дверь». Однако за кажущейся суровостью Степана Парамоновича скрываются черты доброты и гуманности. Узнав об оскорблении, нанесенном его жене опричником Кирибеевичем, Калашников стремится защитить не красоту своей жены, а честь семьи, имени, рода. Именно поэтому прямо посреди ночи зовет он своих братьев, чтобы восстановить справедливость: просит их в случае его смерти выйти на поединок, чтобы постоять за правду.

Для Алены Дмитриевны муж – «красно солнышко». «государь». речи его будто острый нож, а немилость его – страшнее смерти. Такое отношение к мужу складывается неспроста. Очень уж суровым был быт людей середины XVI века. Поэтому и отношения между людьми были суровыми. Ожидая вечером свою жену, Калашников сразу подозревает ее в неверности, а увидев простоволосою, без фаты, грозит ей наказанием. И если бы Алена Дмитриевна оказалась виновной, можно было бы не сомневаться, - осуществил бы свою угрозу.

В третьей части поэмы читатели из царских палат и купеческого дома переносятся на просторы Москвы-реки.

Здесь и разыграется поединок Калашникова с Кирибеевичем: поединок правды с неправдою, чести с бесчестием, человеческого достоинства с произволом и своеволием. И если опричник, вышедший на бой потешить батюшку-царя, кланяется в пояс только ему, то Степан Калашников, выходя на бой, поклонился Ивану Грозному, «после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому». ведь он вышел не только отстоять честь семьи, но и доказать народную правду.

Он является перед Кирибеевичем как возмездие, как неотвратимый рок, судьба, поэтому побеждает морально, задолго до его физической смерти. Трагическая смерть вызывает печаль гусляров, но лишь на мгновение, потому что все их симпатии на стороне русского купца. Борец за правое дело, по сути, становится мучеником за правду. Даже под угрозой казни он не признается, что же заставило его насмерть сразиться с любимым опричником царя. Современному читателю невдомек, почему честный купец так и не рассказал об истинных мотивах своего поступка: почему не признался, что убил его, защищая честь семьи. Для автора поэмы ответ очевиден: его герой не хотел даже упоминать имя своей жены, до конца дней оставшейся бы в позоре.

Столкновение происходит между опричником и купцом, тогда почему в конце поэмы вновь появляется образ царя Ивана Грозного? Без его присутствия столкновение мужчин можно было бы расценивать как семейно-бытовую драму. Присутствие же царя, покровителя опричника, заставляет воспринимать конфликт по-другому: Степан Калашников не просто мстит высокопоставленному обидчику, он выступает против несправедливости, произвола, насаждаемого самодержцем.

Окончательную оценку разыгравшейся трагедии дает народ. И хотя могила Калашникова затерялась «промеж трех дорог» (он преступник, и его не стали хоронить на кладбище), она не забыта народом - этот героический поступок навсегда остается в его памяти.



литературная критика, сочинение по литературе, биографии писателей:Анализ стилизованной под фольклор поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Судьба главного героя – отражение сурового времени середины XVI века.

песня про царя калашникова кто написал