Кавказский пленник почему дина решила спасти жилина


Урок: Тема дружбы в рассказе

Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. 1)осмысление содержания рассказа Л.Н. Толстого « Кавказский пленник »;

умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;

2) развитие навыка анализа художественного произведения, логического

3) воспитание духовно-нравственной личности; желания жить в мире и

Оборудование: компьютер, учебник, портрет писателя, словарь литературоведческих терминов, толковый словарь В.И. Даля, презентация урока

I .Организационный этап.

2)Объявление темы урока.

Каждое произведение литературы – удивительный и прекрасный мир образов, красок и звуков. В центре этого мира всегда стоит человек. Поэтому особое место в произведении всегда занимают персонажи – действующие лица произведения.

Образ каждого персонажа автор создает при помощи особых приемов. И наша задача – научиться видеть их в тексте, с тем, чтобы составить о герое полное впечатление, научиться понимать его чувства и мысли, а главное – понять, какая роль отведена автором этому персонажу в произведении.

Рассказ « Кавказский пленник » поможет решить проблемные вопросы:

Как необходимо относиться к людям другой национальности?

Что мешает людям жить в мире и дружбе ?

Что роднит всех людей, помогает преодолевать национальную вражду?

Возможна ли дружба людей разных национальностей?

С какой целью вводит Л. Н. Толстой образ Дины в свое произведение? Какова роль этого персонажа?

Какова основная идея рассказа?

3 Проверка домашнего задания

( сравнительная характеристика Жилина и Костылина )

4. Актуализация знаний

--О ком из героев поёт В.С. Высоцкий?

- Кого из героев вы выбрали бы себе в друзья? Дети, конечно же отвечают, что Жилина. - А почему? Только ли за то, что он сумел выбраться из плена? Ребята объясняют, что Жилин- человек верный, он не оставляет Костылина в беде, хоть и попал в плен по вине Костылина.

Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.

Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. С. И. Ожегов

---История создания, Кавказская война, заочная экскурсия в татарский аул

Познакомимся с историей рассказа Л.Н. Толстого « Кавказский пленник »

Л.Н. Толстой на военной службе в Кавказской армии

«Воспоминания кавказского офицера» Ф.Ф.Торнау

В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

Л.Н.Толстой на Кавказе

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот так это было.

Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Друзья – Толстой и Садо – по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. А те захотели взять Садо и Толстого в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозный настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за Толстым и садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю.

«Воспоминания кавказского офицера» Ф.Ф.Торнау

Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена.

Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа « Кавказский пленник ».

5. Работа в парах:СИСТЕМА ОБРАЗОВ

Рассмотрите схему и подберите примеры из рассказа по ней . Учащиеся приводят примеры из рассказа.

6. Анализ ключевых эпизодов рассказа

--- Возможна ли дружба людей разных национальностей? Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к эпизодам: Жилин и Абдул-Мурат, Жилин и татары, Жилин и Дина .

Как относился к Жилину его хозяин?

Хозяин - добрый человек, умеет ценить смелость и мастерство Жилина. но для него Жилин – враг

После того, как пленных вернули из побега, он не смеётся, разговаривает с ними враждебно, грозит убить.

Хозяин ждёт выкупа за пленных, они денег стоят

Эпизод « Жилин и горцы» (глава 3)

« Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу. Пошли татарки за водой. Хозяйская дочь Дина увидала куклу, позвала татарок. Составили кувшины, смотрят, смеются. …Подбежала Дина. оглянулась, схватила куклу и убежала.

…Были у Абдула часы русские, сломанные. …Взял, разобрал ножичком, разложил; опять сладил, отдал. Идут часы.

… Заболел раз татарин, пришли к Жилину … Выздоровел на его счастье татарин.»

За что татары уважали Жилина ?

Вывод: Жилин на всякое рукоделие мастер был.

В повести Толстого главное - человек в трудных обстоятельствах. Как остаться Человеком в любой жизненной ситуации? Как сохранить доброту в себе, если тебе сделали плохо? Как НЕ ПЕРЕСТАТЬ ЛЮБИТЬ ЛЮДЕЙ?!

Об этом рассуждает Толстой, рассказывая о Жилине.

Не национальность нас делает врагами, а наше отношение к жизни. Именно злоба рождает страх, бессилие и приводит к поломанным судьбам.

Вот о чём повесть Толстого. Вот почему интересно её читать. ведь, думая о Жилине и Костылине, размышляешь и о своей собственной жизни, о своём поведении и отношении к людям.

Толстой в рассказе говорит о том, что в трудностях раскрывается характер человека.

---Жилин и Дина. В рассказе дважды дан портрет Дины. увиденной глазами Жилина. В них много общего. Сравните. Почему автор использует разные слова?«…глаза чёрные, светлые и лицом красивая» (гл.2) «Глазёнки так и блестят, как звёздочки» (гл.6)

« Как она прыгнет прочь, как коза дикая»(гл.2) «… побежала на гору, как козочка прыгает» (гл.6)

«…присела на корточки, коленки выше головы торчат» (гл.6)

«…да ручонки тонкие, как прутики» (гл.6)

Художественные средства помогают передать авторское отношение. ( Симпатия)

---Итак, давайте подведем итог нашим наблюдениям. Как создается образ Дины в произведении?

Толстой использует сравнения, описывая движения девочки. Именно движения выдают внутреннее состояние Дины. Также автором создается портрет. Он звучит в произведении дважды, почти без изменения( «черные, светлые глаза»). Однако в последнем эпизоде автор подбирает слова более эмоциональной окраски. Дина похожа на героинь народных сказок, прежде всего своей внутренней красотой, любовью, верностью и преданностью./

---Почему у девочки пробудилась симпатия к человеку, которого все в ауле считают врагом?

От слов « Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали» до слов «глаз не спускает – смотрит».Первая встречаЖилина и Дины ( глава 2) чтение и обсуждение эпизода

- Как описывается девочка в этом эпизоде? Что мы о ней узнаем? /Дина показана глазами

- О чем рассказывает ее одежда?

- Как характеризуют ее движения?

- Что важного открыл нам данный эпизод?

Давайте обратимся ко второму эпизоду.

От слов «Жилин на всякое рукоделие мастер был» до слов «бросит и убежит» .

- Как развиваются взаимоотношения Дины и Жилина?/они сдружились/

-Изменилась ли Дина? Почему она привязалась к Жилину?

/Они похожи; в них много общего. Вначале – любопытство, интерес к новому человеку.

Затем - Дина почувствовала в Жилине искреннего, доброго человека, она стала ему доверять.

Еще одно свело их – чувство одиночества: Жилин – пленник, Дина – сирота. Ей одиноко, она

нуждается в ласке, понимании, заботе. Об этом не сказано прямо, но читателю дана подсказка:

эпизод, где Дина качает на руках куклу./

- О каких чертах характера Дины мы узнаем из этого эпизода? Дина отзывчива, умеет

сопереживать, чувствовать боль, одиночество другого человека; она заботливая,

добросердечная, помнит и ценит добро, отвечает тем же и др.

Перейдём к эпизоду «Побег Жилина » из 6 главы. Пересказ эпизода

-Как представлена в этом эпизоде Дина?

Забыла ли она о друге? Прочтите. / «Вдругпрямо

-О чем вам скажет слово «вдруг»; смех Дины?/она радуется, что вновь видит Жилина и что

ей удалось его удивить/

-Почему она убежит, но потом вернется?/узнала, что грозит Жилину беда; она не могла

-Каково состояние Дины? Что помогает вам это понять?

/Дина грустна, расстроена. Это можно понять, обратив внимание на глаголы, передающие движения девочки. Раньше она убегала, прыгала, смеялась, теперь же – притихла: «посидела, помолчала»./

-Что нового узнаем о Дине?

/Она верный, преданный друг; готова прийти на помощь, пожертвовать собой; не бросит друга в беде; думает не о себе – о друге; чуткая, храбрая, решительная, предусмотрительная./

-Объясните последнее предложение этого эпизода. Почему Дина так быстро убежала?

/Наступил час прощания. Это очень тяжело. Да и у Жилина времени мало. Дина это понимала./

Подлинную дружбу очень высоко ценил Л.Н. Толстой .

Дина по-настоящему спасла Жилина. без её помощи он не смог бы выбраться из ямы, ему грозит смерть

Её поступок можно назвать самоотверженным, потому что освобождение пленника грозит ей опасностью

-- Попытаемся сделать вывод.

Взрослым людям трудно найти общий язык, ведь они находятся в состоянии войны. Но дети не заражены искажёнными взглядами, им более доступно истинное человеческое понимание добра и зла

Дружба возможна, даже если народы разделены войной

--- Какова же главная мысль рассказа?

Бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны. Люди на должны забывать, что все они – люди. Они могли бы жить в дружбе. но этому мешает война. Война сделала их врагами.

Жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам. Мы должны понимать, что наша судьба будет во многом зависеть от нашего поведения

7.ПОСЛОВИЦЫ О ДРУЖБЕ

1.Друзья познаются в беде.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Друга ищи, а найдёшь – береги.

Из огня да в полымя.

Лучше пропасть, чем терпеть напасть.

Не зная броду, не суйся в воду.

Сиди у моря - жди погоды.

Мир не без добрых людей.

Дружба – как стекло разобьешь – не сложишь.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.

- Прочитайте пословицы и отметьте те, которые соответствуют главной мысли рассказа

8. Итог урока.Рефлексия

Ребята, вы помните, что новелла написана Толстым специально для детей. Я предлагаю решить вам важный вопрос: «С какой целью вводит Л. Н. Толстой образ Дины в свое произведение? Какова роль этого персонажа?»

/Перед нами произведение художественного стиля. Как мы помним, задача художественного стиля – воздействие. Л. Н. Толстой посредством Дины воздействует на своих читателей. Повествование становится более теплым в эпизодах с девочкой. Именно она помогает Жилину бежать. Она может служить для нас примером верности и преданности.

Но главное, что хотел показать Л. Н. Толстой: для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, не зависимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете воцарится мир, меньше будет вражды и террористических атак, которые охватили нашу планету.

- Понравилась вам Дина?

-Хотели бы вы иметь такого друга?

-Что вы больше всего цените в своих друзьях?

-Чему научились вы у героини рассказа Л. Н. Толстого?

10. Домашнее задание:

Мы не прощаемся с этой девочкой. Я предлагаю вам дома написать рассказ о замечательной девочке из далекого кавказского аула « Умница Динушка»; стр. 170, вопросы.

11. Выставление отметок за урок.

Похожие документы:

- У вас лежат карточки с планом рассказа по частям. Вы попробуйте предположить порядок частей рассказа. А, прослушав рассказ, узнаем какая группа правильно расположила части рассказа.

Уметь сравнивать эпизоды произведения, выявить авторскую задумку построения и позицию его, развёрнуто отвечать на вопросы и опираться на текст повести;

Словарная работа. Работа с иллюстрациями Ответы учащихся по теме «Жанры устного народного творчества» Комментированное чтение песен Знать, что такое фольклор, выразительное чтение песен, закрепление навыков словесного рисования 3-4

Р. речи. «Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках».

воспитывать интерес к письмам, к переписке с ребятами из других школ, городов, стран, понимание важности работы почты в поддержании дружбы между отдельными людьми и между народами.



дина, толстой, жилина, жилин, садо, дины, урок:Каждое произведение литературы – удивительный и прекрасный мир образов, красок и звуков. В центре этого мира всегда стоит человек. Поэтому особое место в произведении всегда занимают персонажи – действующие лица произведения.

кавказский пленник почему дина решила спасти жилина