Перспективы семьи как социального института


Семья как социальный институт

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой - малая группа, имеющая свои закономерности развития и функционирования. Отсюда ее зависимость от общественного строя, от существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно - ее относительная самостоятельность и устойчивость.

Семья - основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственности за воспитание детей.

Параметры семейной структуры, или какие бывают семьи?

1. По форме семьи - нуклеарная (родители + дети), расширенная (+ другие родственники). Есть тенденция: во всех странах по мере их экономического развития происходит переход от расширенной семьи к нуклеарной. Причины это тенденции: рост экономической самостоятельности и независимости молодых людей, падение уровня рождаемости. То есть можно прокормиться и защититься малым составом семьи. Недостаток нуклеарной семьи - неустойчивость по сравнению с расширенной.

2. По форме брака различают моногамные (мужчина и женщина - как основа семьи) и полигамные семьи В полигамии возможны варианты: полигиния (многоженство), полиандрия (многомужество) и групповая форма брака (несколько мужчин и женщин)

В 1949 г. Дж. Мердок провел исследования в 250 странах и выяснил, что в 145 странах доминирующая форма - многоженство, в 40 странах - моногамия, в 2 странах - полиандрия, в остальных приемлемы все формы.

Важно понимать, что нет правильных или неправильных, хороших или плохих форм брака. Доминирующую форму брака, в той или иной стране, определяют экономические и религиозные факторы, а также традиции.

3. По структуре власти в семье различают: патриархат (власть традиционно принадлежит мужчине), матриархат (власть принадлежит женщине), эгалитарные семьи (равная власть). Здесь также не бывает правильной или неправильной структуры, многое зависит от правил наследования (по женской или мужской линии), религии, традиций.

4.

По предпочитаемому брачному партнеру: есть правила эндогамии (ищи партнера внутри своей группы, клана, касты, национальности и пр.) и правила экзогамии (выбирай вне своей группы).

5. По правилу выбора местожительства: в некоторых странах принято, чтобы молодые жили отдельно. И социум или государство способствуют этой традиции, тем, что сразу строят молодым жилье, дарят все необходимое (или дают долгосрочный кредит) для начала отдельной совместной жизни. В некоторых странах принято, чтобы жена шла в семью мужа, в других - чтобы муж шел в семью жены (обычно, это также зависит от правил наследования и традиций).

6. По определению родословной и прав наследования: где-то по мужской, где-то по женской, или по обеим линиям.

Функции семьи, как социального института

1. Экономическая - семьей легче прокормиться и защититься. Но во всех развитых странах наблюдается тенденция к снижению значимости этой функции, так как зарабатываем мы на жизнь вне семьи, а в семье только тратим.

2. Статусная (положение семьи в социуме). Эта функция тоже теряет или вовсе потеряла значимость в социуме, так как во многих странах законом запрещается упоминать прежние статусы семьи, рода.

3. Социальное благообеспечение - забота о слабых (малых, больных, пожилых) членах семьи. Эту, традиционную функцию семьи, тоже, во многом, берет на себя государство

( детские сады, больницы, хосписы, дома для престарелых и т.п.)

4. Социализация детей - опыт всех развитых стран мира показывает, что эту функцию семьи (родительская любовь, ласка и забота о детях, привитие им положительной мотивации на доверие и любовь к другим людям, первичных навыков общения и т.п.), не может заменить никакая другая структура общества.

5. Другие функции семьи: регулирования сексуальных отношений в обществе, отдыха и восстановления сил и т.п.

Формы и функции семьи закономерно изменяются вместе с изменениями в обществе. Так, в настоящее время, можно отметить появление и постепенное увеличение доли следующих альтернатив традиционной семьи:

1. Семья с одним родителем (обычно, мать с ребенком).

С одной стороны хорошо, что женщина перестала быть “рабой мужа” и стала (или становится) экономически самостоятельной и может себе позволить “указать на дверь” мужчине, который ее не устраивает в качестве мужа. Но с другой стороны, неполная семья - всегда плохо для ребенка, для его социализации. Например, если мальчик вырос в семье без отца, у него не сложится “образ отца” в семье. У него, вероятней всего, сложится лишь образ “ребенка”, о котором должна заботиться мама. И когда он сам станет мужем и отцом, он на жену перенесет этот образ мамы, которая должна о нем заботиться и искренне не будет понимать и принимать претензий жены, требующей заботиться о ней и ребенке и делать все то, что должен делать мужчина в доме.

2. Гражданский брак. Здесь тоже с одной стороны хорошо, что люди доверяют друг другу, поэтому не оформляют свои брачные отношения формально. Но у них могут появиться проблемы в отношениях с государством (усыновление детей, раздел имущества и пр.), если ….

3. Коммуна - объединение нескольких семей для ведения хозяйства и воспитания детей. Такая альтернатива нуклеарной семье может быть весьма эффективной для достижения целей объединения.

4. Пожилые люди сдают жилье молодым или нанимают экономок, медсестер с условием ухода за ними (за пожилыми) и живут практически одной семьей.

Проблемы семьи в развитых странах:

Каждая вторая семья распадается.

Рост числа неполных семей

Проблема перераспределения семейных обязанностей.

Рост числа внебрачных детей.

Перспективы семьи как социального института. Социологи говорят о двух основных вариантах развития событий. Пессимистический - семья отомрет, так как почти все ее основные функции берет на себя государство или они теряют значимость. Однако, скорее всего, семья сохранится из-за функции социализации детей. Опыт множества стран в 20-м веке однозначно показал, что никакая государственная структура не может заменить любящих своих детей мать и отца, только они в своей семье могут обеспечить нормальную первичную социализацию детей. Поэтому более вероятен оптимистический вариант - семья сохранится! Но в каком виде.



перспективы семьи как социального института:Семья как социальный институт В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой - малая группа, имеющая свои закономерности развития и

перспективы семьи как социального института